Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала и валика привода вспомогательных агрегатов, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.
В систему смазки входят: масляный насос, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой стороне двигателя; наливная горловина с крышкой; указатель уровня масла (щуп) в картере; датчик недостаточного давления масла, соединенный с лампой сигнализатора. Давление масла на прогретом двигателе при средней частоте вращения коленчатого вала составляет 3,5^,5 кгс/см2; При падении давления масла до 0,4-0,8 кгс/см2 загорается лампа сигнализатора недостаточного давления в комбинации приборов.
Масляный насос — шестеренчатого типа с косозубыми шестернями для уменьшения пульсации давления масла, устанавливается внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса. К корпусу насоса крепится маслоприемный патрубок с фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном, который поджимается пружиной к крышке насоса. Давление срабатывания клапана обеспечивает пружина соответствующей упругости.
Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера закрытая, принудительная, с отводом газов через маслоотделитель.
Системы питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.
Размеры основных сопрягаемых деталей двигателя и пределы допустимых износов в эксплуатации.
Размещение основных узлов и агрегатов в моторном отсеке
1 — радиатор;
2 — аккумуляторная батарея;
3 — всасывающий патрубок;
4 — терморегулятор;
5 — монтажный блок реле и предохранителей;
6 — воздушный фильтр;
7 — пробка маслозаливной горловины;
8 — вакуумный усилитель тормозов;
9 — бачок тормозной системы;
10 — бачок гидропривода выключения сцепления;
11 —расширительный бачок системы охлаждения;
12 — бачок омывателя;
13 — крышка (пробка) радиатора;
14 — катушка зажигания;
15 — электровентилятор;
16 — верхний шланг радиатора;
17 — прерыватель-распределитель;
18 — крышка головки блока цилиндров.